1 Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №53» ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «16» сентября 2020г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующая ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» _______________М.В.Балабанова Приказ №102/3 от «16» сентября 2020г. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» 1. Общие положения. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольного учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников. ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», 2 осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам. Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Оценка качества образования осуществляется посредством: системы внутрисадовского контроля; общественной экспертизы качества образования; лицензирования; итогового мониторинга выпускников; мониторинга качества образования. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - образовательная статистика; 3 - промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками целевых ориентиров освоения образовательной программы; - мониторинговые исследования; - социологические опросы; - отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения; - посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования 2.1. Целями системы оценки качества образования являются: - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения. 2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются: - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; - определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным стандартам; - определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; - обеспечение доступности качественного образования; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; 4 - определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении. 3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутрисадовской оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», педагогический совет, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.). 3.2. Администрация ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает приказом заведующей ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» и контролирует их исполнение; 5 - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольнооценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» за учебный год, публичный доклад заведующей); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО. 3.3. Педагогический совет ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»: - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; - инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - участие в оценке качества и результативности труда работников ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного учреждения; 6 - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания дошкольников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53», об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа воспитательнообразовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: качество образовательных результатов воспитанников (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения воспитанниками образовательной программы государственному и социальному стандартам); качество организации воспитательно-образовательного процесса, включающей условия организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; эффективность управления качеством образования и открытость деятельности ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; состояние здоровья воспитанников ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». 4.4. Реализация дошкольной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов воспитанников включает в себя: промежуточный и итоговый мониторинг уровня достижения целевых ориентиров. 7 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: - результаты лицензирования; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; - программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения; - оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - обеспеченность методической и художественной литературой; - оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); - оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН; - диагностика уровня адаптации детей раннего возраста; - сохранение контингента воспитанников; - анализ результатов обучения в школе выпускников ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; - оценку открытости ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.4.3. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: - аттестация педагогов; - отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); - знание и использование современных педагогических методик и технологий; - образовательные достижения воспитанников; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4. Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает в себя: - наличие медицинского кабинета и его оснащенность; - регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; - оценку заболеваемости воспитанников, педагогических и других работников ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; - оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня); 8 - оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»; - диагностика состояния здоровья воспитанников. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. Критерии расчетных показателей Критерии Показатели Образовательные Доля воспитанников, у которых высокий результаты (внутренняя уровень овладения навыками и умениями по оценка) образовательным областям Доля воспитанников, у которых высокий уровень развития интегративных качеств Здоровье Соотношение доли детей, имеющих отклонение воспитанников в здоровье к доле детей «условной нормы» Выполнение детодней Готовность родителей к Доля родителей, участвующих в «жизни участию в управлении детского сада» ДОУ Инновационный Доля педагогов, которые используют потенциал педагогов современные педагогические технологии Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации Доля педагогических работников, выступавших на различных мероприятиях республиканского и городского уровня Доля педагогических работников, принимавших участие в конкурсах Соответствие Укомплектованность педагогическими требованиям к кадрами, имеющими необходимую условиям воспитания и квалификацию обучения Соответствие нормам и требованиям СанПиН Организация горячего питания в соответствии с 9 утвержденными нормами Наличие оборудованного кабинета 4.7. Периодичность проведения оценки устанавливается на педагогическом совете. медицинского качества образования 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов СОКО; - средствам массовой информации через публичный доклад заведующей дошкольным учреждением; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте дошкольного учреждения. 10